• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА

Этот рассказ посвящён строителям новослободской белокаменной1 церкви, изображения которой вы можете видеть в нашем храме на фотовыставке2. На ней представлен снимок 1882 года3, отражающий всё благолепие Никольской церкви.

Фотография эта уникальна тем, что только на ней белокаменный храм увековечен (другого слова не подберёшь) без последующих пристроек. На всех позднейших снимках (после 1905 года) будет присутствовать новая краснокирпичная трапезная и новая колокольня, для строительства которых пришлось разобрать старую колокольню, старую трапезную и приделы, сохранив четверик храма и алтарь. Но и они были разрушены для сооружения антирелигиозного музея в 1936 году. На сегодняшний день от белокаменной церкви над поверхностью земли ничего не осталось. Может быть, сохранились фрагменты её фундамента.

Вернёмся в век XVII, в те времена, когда решался вопрос о дальнейшей судьбе деревянной церкви, срубленной ещё в XVI веке4.  Постройка сильно обветшала и требовалась либо замена сгнивших брёвен, либо возведение новой церкви. Помимо обновления самого здания необходимо было расширение его площади, поскольку к концу XVII века количество прихожан возросло пятикратно (если в 1632 году к церкви было приписано 26 дворов, то в 1703 году их стало уже 1165).

Границы расселения слобожан хорошо видны на плане Москвы 1648 года6.

В центре обозначена Ново-Дмитровская слобода7 (черная). Пояснение «чёрная» указывает на то, что здешние жители не освобождались от государственных податей и повинностей. Особой специализации слобода не имела8 и её люд занимался торговлей и ремеслом. Многие были занятые на государственных работах по обслуживанию Дмитровского тракта: мостили брёвнами и ремонтировали мостовую, изготавливали телеги и кареты, продавали сено и древесину, занимались извозом, охраняли столицу. Почти у каждой семьи было своё подсобное хозяйство. На плане видно, что за постройками, вытянутыми вдоль дороги, «пустые» пространства – там располагались огороды, пашни, выгоны для скота, сады.

Слободой управлял мирской сход, который определял основные вопросы посадской жизни, в том числе приходской. В середине XVII века по благоусмотрению схода на месте разрушающейся Никольской церкви было решено ставить новую. При строительстве будущей церкви из древесины можно было бы сэкономить на материалах и их транспортировке, так как на северной окраине слободы располагался лесной рынок9. Но несмотря на явную выгоду, от древесины отказались, а отдали предпочтение камню, важным достоинством которого была огнестойкость. В те времена Москва часто горела и ещё в 1633 году в указе царя Михаила Романова к людям было обращено милостивое слово «ставить палаты каменные»10.

Слобожане сочли нужным воздвигать храм из камня. Дальнейшие события показали мудрость принятого решения. В 1812 году пожар уничтожил большую часть построек в Новой слободе. На плане 1813 года11 штриховкой отмечены выгоревшие районы. В перекрестии пунктирных линий зелёным цветом обозначен наш Никольский храм. Хорошо видно, как линия огня подошла к самой церкви.

Итак, решение о строительстве нового каменного храма было принято, осталось собрать деньги, найти строителей, заготовить материалы и осуществлять надзор за ходом работ.

Деньги на новый каменный храм собирали всем миром. Об этом говорят два факта: сроки строительства и статистика доходов слобожан. Храм строился очень долго. Со времени благословения на сооружение храма (получено ещё при царе Алексее Михайловиче12, то есть до 1676 года) и до окончания работ (1703-1712 гг.)13 прошло более 36 лет! По некоторым данным колокольня была пристроена ещё позже, а колокол отлит и водружён на колокольню почти в середине XVIII века14. Если бы деньги на церковь пожертвовал государь, купец, дворянин или другие состоятельные лица, то её воздвигли бы значительно быстрее.

О том, что слобожане жили бедно и на строительство собирали по копеечке говорят данные переписи 1634 года. Тогда было подсчитано, что 45 % жителей черных слобод владели имуществом, оценивавшимся до пяти рублей, 45% – от пяти до 50 рублей, 4 % – от 50 до 100 рублей, 2 % – до 250 рублей, 2 % – свыше 250 рублей; имущественное положение оставшихся двух процентов слобожан осталось невыясненным15. При таком достатке, а вернее бедности, деньги прихожанам пришлось собирать очень долго.

Из общих затрат на строительство дороже всего было производство кирпича. Его формировали вручную и сушили на открытом воздухе, затем обжигали в печах-времянках. Это был очень трудоёмкий и энергозатратный процесс. Работы велись только в тёплое время года, когда кирпич мог сохнуть (примерно с середины мая по середину сентября). Кладку стен производили с середины апреля (как сходил снег) и до осенних холодов.

На миниатюре «Возведение каменной постройки» из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»16 на переднем плане изображены кирпичники, формирующие из глины брикеты. За ними – каменщики, выкладывающие стены храма.

Помимо кирпичников и каменщиков на стройке трудились подвязчики (люди, устраивавшие леса – «подвязи» при возведении зданий). Может быть, в старину нашу церковь называли «Николой под вязками» не по тому, что на Миусском поле были рощи17, а потому, что многие годы она стояла в строительных лесах.

Огромная нагрузка в течение десятилетий лежала на плечах настоятеля и старосты храма – тех, кто отвечал перед Богом и людьми за возведение церкви. Им надо было воодушевлять прихожан, побуждать мастеров, изыскивать средства, проверять строительные материалы, контролировать ход и качество работ, давать отчёты в Приказ каменных дел и правящему архиерею и многое, многое другое!

Видимо, для памятования трудов священника, возглавлявшему строительство, Бог сохранил его имя. Оно выбито на камне, вмурованном в кирпичную кладку нашего храма. Перед вами историческая запись, которую воспроизвёл псаломщик Дмитрий Никонов в своей книге18.

В современной орфографии с расшифровкой и с переводом цифр из старославянских в арабские этот текст звучит так:

«Здесь положен священно-иерей Кирилл Федотов 1712 года месяца мая 23 числа от рождения его в мир на 82 года

и пас сию Церковь он же иерей Кирилл Федотов 40 лет

он же иерей сию церковь строил со всяким своим тщанием и всеусердием своими трудами и со чады своими духовными и со всеми богоизбранными христолюбивыми человеки».

В начале прошлого века Дмитрий Никонов зафиксировал местонахождение этой надписи – «на западной стене прежде бывшей трапезы, около разобранной теперь колокольни». Спустя столетие, в июле 2021 году мы решили отыскать эту эпитафию.

В подвале храма, мы обнаружили две плиты, вмурованных в стену.

Сходу было трудно прочитать слова на старославянском, но тогда мы обрадовались, что нашли захоронение отца Кирилла. Позже, при расшифровке надписей оказалось, что это надгробия других людей.

Мы продолжим поиски памятной плиты, свидетельствующей о священнике Кирилле Федотове, служившему Богу и людям, отдавшему 40 лет на строительство храма и Церкви.

Сегодня мы вспоминали создателей нашего храма: тех, кто принимал решения и нёс ответственность, кто жертвовал деньги и помогал советом, кто трудился на строительстве церкви, и кто за всех молился. И приходя в Дом Божий, на каждой Литургии со всеми христианами мы вновь будем молиться о «создателех святаго храма сего», памятуя о Кирилле Федотове со чады своими духовными и со всеми богоизбранными христолюбивыми человеки.

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Церковь была сложена не из белого камня (известняка), а из кирпича и покрыта, скорее всего, обмазкой белого цвета. Именно исходя из цвета стен мы будем именовать этот храм белокаменным (в отличие от пристроек 1903-1904 гг., выполненных из красного кирпича и поверх ничем не окрашенных).
  2. Фотовыставка расположена в храме Святителя Николая в Новой слободе (Долгоруковская ул., д.25) на втором этаже в коридоре за алтарём.
  3. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом. М., 1883
  4. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С.4
  5. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг, дел преждебывших патриарших приказов свящ. В.И. и Г.И. Холмогоровыми. /под ред. Забелина И.Е. – М., 1884 – т. 1-2. – С. 715-717
  6. Москва в кольце феодальных вотчин 1648-1649 годов http://retromap.ru/101648_z14_55.780772,37.593069&leftpv=1&p=90 Пройдя по этой ссылке можно увеличить карту.
  7. Московские слободы и сотни в XVII веке // Богоявленский С. К., из: Московский край в его прошлом, ч. 2, М., 1930
  8. Шокарев Сергей. Повседневная жизнь средневековой Москвы https://coollib.xyz/b/284073-sergey-yurevich-shokarev-povsednevnaya-zhizn-srednevekovoy-moskvyi/read
  9. Во второй половине XVII века на месте полей у Тверской заставы возник лесной ряд — склады и рынки строевого леса https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C
  10. Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы. Ольга Зиновьева. М.: 2014
  11. Генеральный план столичного города Москвы http://retromap.ru/081813_z14_55.776186,37.601843 Пройдя по этой ссылке можно увеличить карту.
  12. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С.5
  13. Нет точных данных о завершении строительства. Есть косвенные данные: 1703 г. – получение антиминса для храма; 1712 г. – запись о том, что настоятель, скончавшийся в 1712 году, построил этот храм.
  14. О колоколе будет рассказано в следующих очерках.
  15. Шокарев Сергей. Повседневная жизнь средневековой Москвы https://coollib.xyz/b/284073-sergey-yurevich-shokarev-povsednevnaya-zhizn-srednevekovoy-moskvyi/readhttp://oldchest.ru/bricks/preimuschestva-kirpichnogo-stroitelstva/
  16. Баранова С.И. Московский кирпич XV века http://oldchest.ru/bricks/moskovskiy-kirpich-15-veka/
  17. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М.: 1948. С.312 https://electro.nekrasovka.ru/books/6171788/pages/312
  18. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С.5

 

 

 

 

 

 

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *