• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 3)

В прошлый раз мы рассказывали о создателях белокаменной церкви и о священнике Кирилле Федотове «со всяким своим тщанием и всеусердием» 40 лет возглавлявшего это строительство. Сегодня речь пойдёт о царе, деятельность которого повлияла на возведение нашей церкви1.

По преданию2, жители Новой слободы просили дозволения на строительство каменного храма у царя Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович Романов (1629-1676 гг.) был сыном Михаила Федоровича, избранного на царство после Смутного времени3,4. О жизни этого государя можно почитать отдельно5, нам же интересны те аспекты его деятельности, которые повлияли на строительство новослободского храма – его название, архитектурные и декоративные особенности.

О названии храма. С первого упоминания в книгах Патриарших приказов (1625 год)6 наша деревянная церковь значится как церковь Николая Чудотворца, а построенный каменный храм в 1703 году по какой-то причине освещают в честь иконы Смоленской Божией матери7.

Если бы храм строился на западе Москвы (в сторону Смоленска) было бы понятно его переименование, но Дмитровская дорога ведёт на север и замену названия невозможно объяснить никакими географическими причинами. С православной точки зрения, Смоленская Божия Матерь, именуемая «Одигитрией», что значит «Путеводительница», покровительствует христианам на любых путях-дорогах (в том числе и духовных), следовательно, храм в честь такой иконы можно возводить на любом месте. Почему же тогда деревянная новослободская церковь изначально не именовалась Смоленской?

Можно предположить, что решение переосвятить храм было принято в память о военном походе 1654 года8, когда под непосредственным командованием царя Алексея Михайловича был взят Смоленск, дотоле много десятилетий находившийся под властью Речи Посполитой. Освобождение Смоленска было началом тринадцатилетней войны, в ходе которой нашему государству были возвращены и другие западные земли, утраченные в XIV—XVI веках.

Новое название церкви у слобожан не прижилось. И в народе, и в последующих документах её продолжали именовать Никольской.

Об архитектуре храма. Первая церковь, построенная в Новой слободе, была деревянная и однопрестольная. Царь Алексей Михайлович, давая благословение на строительство нового каменного храма, пожертвовал приходу икону Святителя Николая Чудотворца с чудесами (видимо, он знал, что церковь была Никольской). Для хранения этой святыни с северной стороны решили воздвигнуть боковой придел в честь Николая Чудотворца, где и была помещена пожалованная царём икона. Она находилась9 в нижнем ряду иконостаса за правым клиросом (там, где положено быть храмовой иконе). Таким образом, новослободский храм из однопрестольного стал двупрестольным. Увеличение площади самого здания и увеличение количества престолов позволяло вместить бо́льшее количество богомольцев и служить две Литургии (раннюю и позднюю) в один день.

О декоративных особенностях храма. Пребывание царя Алексея Михайловича за границей во время русско-польской войны косвенно отразилось и на оформлении новослободской церкви. По возвращении в Москву и особенно после подписания мира с Речью Посполитой государь начал внедрять европейские новшества во всех сферах жизни, в том числе и строительстве (достаточно вспомнить дворец в Коломенском10, который называли чудом света). Царь стремился превзойти европейцев.

Но не дворцы и палаты были основными объектами градостроительства. Главное место в нём продолжали занимать храмы. Ориентируясь на царские образцы и перенимая опыт польских и украинских мастеров, русские зодчие возводили церкви необычайной красоты11.

Отсвет этого благолепия лёг и на стены новослободского храма. В его внешнем убранстве звучат ноты московского барокко (нарышкинского стиля). Декор фасада торжественен и изящен. Он не заполняет всю гладь поверхности, а лишь опоясывает стены лентами карнизов, обрамляет полуколоннами рёбра стен и проёмы, встаёт завитками кружев над окнами и порталами. Общее оформление Никольской церкви выполнено в традициях русского зодчества с деталями, заимствованными из западной архитектуры.

Итак, название белокаменной новослободской церкви, её архитектура и декор были связаны с военными походами царя Алексея Михайловича, его пребыванием в землях Речи Посполитой и введением европейских новшеств. На этом можно было бы закончить рассказ, но есть ещё один аспект в деятельности этого правителя, повлиявший на всю российскую историю и на относительную известность нашей церкви. Об этом в следующем очерке.

 

Работы по воссозданию истории Новой слободы и её храма очень много. Мы будем благодарны за любую помощь по поиску информации и оформлению музея! С предложениями обращайтесь к Людмиле Гончаровой goncharova.ludmila@list.ru

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Фотография церкви Николая Чудотворца взята из альбома Найдёнова Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом. М., 1883. Это изображение экспонируется на фотовыставке в храме Святителя Николая в Новой слободе (Долгоруковская ул., д.25, 2-й этаж)
  2. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
  3. Советуем послушать видеолекцию доктора исторических наук Александра Пыжикова «Россия. Настоящая история. Часть 1: Смутное время» https://www.youtube.com/watch?v=ynCH3h7jbD0&ab_channel=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%9F%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2
  4. Андрей Фурсов – Смута начала XVII века https://www.youtube.com/watch?v=T0y5pIjHY-8&t=1690s&ab_channel=%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
  5. Родился царь Алексей Михайлович Романов https://www.prlib.ru/history/619127
  6. Холмогоровы В.И. и Г.И. Архивные материалы по истории московских церквей, Кремля, Белого города, монастырей, приходских церквей. М., 1884. С.715-717
  7. Иконография Смоленской иконы Богородицы https://www.pravmir.ru/ikonografiya-smolenskoj-ikony/
  8. Русско-польская война 1654–1667 гг. https://runivers.ru/conflicts/conflict/c2/russko_polskaya_voyna_1654_1667_gg/
  9. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
  10. Коломенское Суздалев В. Е. Русское чудо. Царский дворец в Коломенском — шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII—первой четверти XVIII века. — М.: Пенаты, 2005.
  11. Нарышкинский стиль http://www.temples.ru/n_style.php

 

Изображения взяты из открытых источников Интернета:

Царь Алексей Михайлович https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Дворец в Коломенском https://kvartirka.com/blog/wp-content/uploads/2014/12/original.jpg https://mos-tour.com/tours/ekskursiya_zima_za_morozy_a_muzhik_za_prazdniki_v_usad_be_kolomenskoe/

Смоленская икона Божией Матери https://nebo365.ru/smolenskaya-ikona-bozhiey-materi.-ikona-pisanaya-18h24h2-zolotoy-fon-rezba-po-zolotu-s-kovchegom/

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках (1653) https://www.moscowmap.ru/dostoprimechatelnosti-moskvy/trinity-church-in-nikitniki.html,

Троицы Живоначальной в Троице-Лыково https://gge.ru/press-center/news/naryshkinskoe-barokko-chetyre-samye-radostnye-tserkvi-moskvy/

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *