• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 4)

Мы вновь переносимся во времена царствования Алексея Михайловича Романова, поскольку именно в его правление началось строительство нашего белокаменного храма1. Этот монарх продолжил политику своего деда и отца по упро́чению власти Романовых и усилению самодержавия.

В истории нашей страны Алексей Михайлович печально известен узакониванием крепостничества и расколом Русской Православной Церкви2,3. Помимо этого, начиная с середины XVII века и до его конца, москвичи, в том числе прихожане нашего храма пережили: во́ины с Речью Посполитой, Швецией и Турцией; гражданскую войну4 (шесть крупных восстаний и постоянные волнения крестьян и казаков); эпидемию чумы; инфляцию и повышение налогов; Соляной и Медный бунты; правление четырёх монархов: Алексея, Фёдора, Софьи и Петра I; два кровавых стрелецких восстания; закрепощение крестьян и посадских людей; церковное размежевание, преследования и убийства тех, кто не признавал новые порядки…

Дух насилия со времён правления Ивана Грозного, бесконечная смена власти после его смерти, страх и ложь Смутного времени, голод, мор … Можно дальше продолжить список причин, «виновных» в злосчастиях народа, но все они были вторичными5. Мало кто искал истоки бедствий в самом себе. В это трудное время прихожане Никольской церкви приняли решение воздвигать каменный храм (может быть, как видимую опору в те лихи́е годи́ны).

К началу строительства этого храма жители московских посадов уже испытали на себе кабалу Соборного Уложения 1649 года6, по которому все они превратились в тяглых людей, но по сути – в государственных крепостных. Казне требовалось всё больше и больше денег, а налоги проще было брать с тех, кто жёстко прикреплён к земле или к посаду. При этом государство увеличивало и размер податей, и количество плательщиков.

Уложение 1649 года лишило бо́льшую часть населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом. Слобожане должны были жить только в своих посадах бессрочно и «бесповоротно». За самовольный переход из одного посада в другой или за женитьбу вне посада предусматривалась даже смертная казнь. Беглым грозила ссылка в Сибирь.

Закрепощением населения царь обеспечивал благосостояние себе и власть имущим, а также боролся с непокорными, используя военную силу, судебную и исполнительную власть. Бесправие простого люда, неправедность судов, взяточничество и мошенничество, всеобщая озлобленность и страх привели к тому, что духовное разорение народа началось задолго до религиозного раскола. Закабаление крестьян и слобожан усилило разделение людей. В одном из свидетельств тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался, и гнев и свирепство воспалялись»7.

В условиях изменения правовых, социальных и экономических норм, всего жизненного уклада, жители Новой слободы год за годом продолжали возводить свой храм.

Было ещё одно ис-пытание – царь Алексей Михайлович жесточайшим образом вводил новую религиозную обрядность. Будучи сыном выборного царя и опасаясь своего переизбрания, этот монарх стремился сначала заручиться поддержкой церкви и религиозно обосновать своё правление, а позже – подчинить церковь своей власти. Можно было бы управиться и без «реформ», но Алексей Михайлович, мня себя покровителем всех православных народов, после удачных походов против Речи Посполитой и присоединения Малороссии, готовился к походу на Константинополь.

Для удобства взаимопонимания между русскими и балканскими народами царь Алексей Михайлович решил привести к единому образцу богослужебные тексты и церковные обряды. В основу унификации были положены новогреческие книги и обряды, бывшие в ходу на территории Малороссии. Исправлением книг занимался будущий патриарх Никон8.

В богослужебных текстах менялись слова, двуперстное знамение заменялось трёхперстным9, церковные богослужения становились всё торжественнее, но это не прибавляло духовности. Под внешним благолепием жили гордость, тщеславие и неуёмные амбиции «инноваторов».

Синергии, как сотрудничества в общем деле, не получилось – первые лица государства делили власть. Патриарх мнил себя выше монарха, руководствуясь тезисом «священство выше царства».

На картине Никон изображён на фоне Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря. Обратите внимание на купол храма. Его центричность символизировала централизацию власти, а высота – высокое достоинство русской патриархии10.

После законодательного закрепления власти царя (Уложение 1649 года) противостояние церковного и светского иерархов перешло в мессианскую плоскость – кто станет объединителем православия и где должен находиться центр будущего объединения? Таковым центром Алексей Михайлович, естественно, желал видеть Москву («Третий Рим»), столицу нарождающейся империи, а вовсе не никоновский Новый Иерусалим.

Борьба за власть монарха и патриарха не вышла бы за пределы «дворцовых стен», если бы это было лишь соперничество личностей. Оба бились за абсолютную власть. Однако главный вопрос того времени заключался в выборе дальнейшей судьбы России – либо путь к гражданству и национальному государству, либо путь к бюрократии в наднациональной рабовладельческой империи11. Из противостояния этих двух идей и вырос русский раскол. Общество разделилось внутри себя…

Тем временем слобожане продолжали строить храм.

В 1667 г. на Церковном соборе12 Алексей Михайлович, манипулируя приглашёнными восточными патриархами добился осуждения деятельности Никона и лишения его архиепископского сана.

На первый взгляд в решениях этого Церковного собора года можно было увидеть противоречие: осуждение деятельности патриарха Никона, который проводил «реформу» и тут же узаконивание вводимых им обрядов и текстов. Однако это была хорошо подготовленная акция, увенчавшая царя тройной победой. Во-первых, произошла легитимация царской власти, своего рода «подтверждение полномочий» Романовых в лице Алексея Михайловича в присутствии Александрийского и Антиохийского патриархов. Во-вторых, был установлен приоритет монархии над церковью, что явилось началом перехода управления церковными делами государству (завершение этого процесса произойдёт при Петре I, который упразднит патриаршество). В-третьих, предав анафеме противников преобразований, царь развязал себе руки в борьбе с оппозицией, как церковной, так и светской. Таким образом Алексей Михайлович узаконил абсолютную монархию и государственную бюрократию в созданной им рабовладельческой империи.

В условиях неопределённости, когда отсутствовала точная информация что и для чего делается, людям сложно было разобраться в происходивших событиях. Особенно трудно было настоятелям приходских храмов, нёсших ответственность за свою паству. Часто священникам в отношении церковных вопросов приходилось принимать решения не только за себя, но и за своих прихожан.

В эти тяжелые годы «священно-иерей Кирилл Федотов со ча́ды своими духо́вными и со всеми богоизбра́нными христолюби́выми челове́ки своими трудами со всяким своим тщанием и всеусердием»13 строили каменный храм в Новой слободе.

 

В следующий раз, вглядываясь в лица людей, запечатлённых на картине «Боярыня Морозова», попытаемся разобраться, как слобожане относились к стоявшим за старую веру «раскольникам».

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

Белокаменный храм, о котором идёт речь начали строить в XVII веке, в ХХ веке он был разрушен. Изображение этой прекрасной церкви можно увидеть на фотовыставке в храме Святителя Николая в Новой слободе (Долгоруковская ул., д.25, 2-й этаж) и в альбоме Найдёнова Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом. М., 1883

Рекомендуем послушать видеолекцию доктора исторических наук Александра Пыжикова «Россия. Настоящая история. Часть 2: Раскол» https://www.youtube.com/watch?v=MaHVgHjsstg&ab_channel=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%9F%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Видеолекция Андрея Фурсова «Раскол РПЦ – диверсия иезуитов» https://www.youtube.com/watch?v=FndDdndO-wk&ab_channel=%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%A4%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%A8%D0%90%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Видеолекция Александра Пыжикова «Неизвестная Гражданская война в России в XVII веке» https://www.youtube.com/watch?v=V8y6khjPQuM&list=PL2zbO1Ks2ovyIgJAS91DX1O8ZhAgXlymH&index=16

Владимир Топоров «Московские люди XVII века (к злобе дня)» https://philologist.livejournal.com/9591425.html

О Соборном уложении 1649 года можно прочитать в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_1649_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Сам текст Соборного уложения можно посмотреть по ссылке https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_1649_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Бестужева-Лада C. История России в лицах. Книга третья. М., 2015

Никон (патриарх Московский) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

О крестном знамении можно послушать с 36-й минуты видеолекцию протоиерея Константина Костромина «Был ли неизбежен старообрядческий раскол?» https://www.youtube.com/watch?v=YR3CFGUTIBQ&ab_channel=%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F

Глинчикова А. Раскол или срыв «русской Реформации?». М., 2008.

Большой Московский собор https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5

Для более глубокого изучения последствий раскола и его влияния на историю нашего государства советуем прочитать монографию Александра Пыжикова «Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года». М., 2015 (2018) https://coollib.com/b/361922/read#n_220

 

Изображения взяты из следующих источников:

Сергей Кириллов. Эскиз к картине «Степан Разин» https://thestudyway.com/education/buntashnyi_vek

Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasnetsov_Moskovsky_zastenok_konets_16_veka-(Konst_Elen_Bashnya)-1912.jpg

Картина, на которой изображена крестьянская семья https://myrussia.life/8338-vot-tebe-babushka-i-juryev-deny-istorija-vyrazhenija.html

Константин Савицкий. Беглый http://tphv.ru/savicky/savicky2.php

Эрнест Лисснер. Соляной бунт в Москве, 1648 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BD%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Salt_riot_moscow_1648.jpeg

Портрет царя Алексея Михайловича на коне (Конный портрет Алексея Русского) https://pl.m.wikipedia.org/wiki/Plik:Equestrian_portrait_of_Alexis_of_Russia_(17_c,_GIM).jpg

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Portrait_of_Patriarx_Nikon.jpg

Празднование Вербного воскресенья на Красной площади в 1654году. Рисунок из альбома австрийского посла Августина Мейерберга, побывавшего в Московии в 1661–1662 гг. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d8/Engraving_of_Red_Square_%26_Kremlin_%28Moscow%2C_1654%29.jpg

Вячеслав Шварц. Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Wjatscheslaw_Grigorjewitsch_Schwarz_002.jpg

Патриарх Никон https://zen.yandex.ru/media/id/5e7eed3ac0c17b53a2c2ff5f/patriarh-nikon-ot-boga-opravdannyi-a-liudmi-oklevetannyi-5ec4a71a5bdd272313d6caaf

Илья Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/car-aleksei-mihailovich-god-za-godom-1657-povestvovatelnaia-hronologiia-5dc8504a042363115e30429e

Сергей Милорадович. Суд над патриархом Никоном https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Court_over_patriarch_Nikon.jpg

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *