• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 8)

В предыдущем очерке описывался процесс, в соответствии с которым в 1750 году мастер Константин Михайлович Слизов отлил колокол для нашей белокаменной церкви1. Точное следование технологии изготовления колокола – только одно из условий его прочности и звучности. Важно соблюсти и другие условия – точно рассчитать состав сплава и форму колокола, от которых во многом зависели его долговечность и мелодичность. При этом мастер обязан был создать колокол нужного веса (за этим строго следили) и требуемого тона2 (чтобы голос колокола был созвучен другим колоколам на звоннице).

Константин Михайлович Слизов, как и другие литейщики, всякий раз, когда брался за изготовление нового колокола, пытался решить нерешаемую задачу – определить сколько дополнительно меди и олова потребуется для бронзового сплава. И хотя к тому времени уже была известна его идеальная пропорция (80% меди и 20% олова), но у литейщиков не было «чистых» металлов. Для изготовления нового колокола брали старые (повреждённые) колокола и, разумеется, никто не знал точного соотношения в них Cu и Sn, а также наличие примесей. Дело в том, что избыток олова делает колокол очень хрупким, но с более ярким звуком, недостаток олова хоть и добавляет прочности изделию, но «гасит» звон3.

На красоту, чистоту и громкость звука влияет не только состав бронзового сплава, но и форма самого колокола, а также толщина его стенок.

Даже когда стенки одинаковой толщины и колокол цилиндрической формы, то и тогда его голос многосложен, поскольку представляет собой сочетание звуков разной высоты (тонов и обертонов). Кстати, в оркестрах играют на трубчатых колоколах4, имитирующих звон. Длина каждой трубы соответствует определённой высоте звука, а её диаметр – силе звука5.

Металлические трубы использовали и в храмах, когда не хватало денег приобрести настоящие колокола6,7.

У русских колоколов толщина стенок меняется от нижнего края к короне. При ударе языка в месте его касания возникает главный (самый сильный низкий) звук. Его называют основным тоном. Затем начинает колебаться весь корпус, но, так как в его разных частях своя частота колебаний8, то рождается множество звуков разной громкости и разных высот. Поскольку стенки колокола утончаются кверху, а диаметр суживается, то частота колебаний уменьшается и звуки становятся слабее и выше тоном, то образуются обертоны. Из набора обертонов складывается тембр (окраска звука) колокола. У каждого колокола свой тембр голоса (так же, как и у каждого человека). Звучание даже двух одинаковых по весу и размерам колоколов может быть схожим, но множество мелких и тончайших оттенков их тембров не позволяют их спутать9.

Ниже представлен график звукового спектра колокола «Лебедь» ростовской звонницы (отмечены пики пяти низших частот) и результат компьютерного моделирования колебаний его стенки на первых пяти частотах (справа налево по кругу)

Расцвет колокололитейного искусства (XVII-XVIII века) пришёлся на то время, когда Константин Михайлович Слизов создавал свои колокола. Если ему доверили лить самый большой колокол на Успенскую звонницу Кремля, то можно утверждать, что до этого наш мастер много потрудился для развития бронзового производства и улучшения колокольной геометрии. У русских колоколов диаметр колокола равен его высоте, а в верхней своей части диаметр колокола равен половине нижнего диаметра. Части колоколов так соразмерены, что при ударе слышен целый аккорд.

Константин Михайлович Слизов изготавливал наборы колоколов для храмов и монастырей10. Чтобы подобрать профиль нового колокола к уже имеющимся колоколам надо было быть искусным мастером – необходимо было сочетать основные и добавочные тона всех колоколов (ведь весь ансамбль должен был звучать гармонично). Чтобы этого достичь от литейщика требовался не только высочайший профессионализм, но и наличие совершенного музыкального слуха.

О нашем мастере Константине Михайловиче Слизове мы знаем благодаря тому, что все колокола, подписывались (указывались дата изготовления, вес и фамилия мастера). На будничном колоколе новослободского храма Святителя Николая были указаны: дата изготовления – 1750 год; вес – 105 пудов и 13 фунтов = 1719,9 кг.; имя, отчество и фамилия мастера – «Константин Михайлов сын Слизов»11. Ниже фотография клейма, сохранившегося на одном из колоколов, отлитом этим мастером.

Традиция украшать и «подписывать» колокола сохранилась до наших дней. На небольшой звоннице у стен нашего храма пять колоколов.

Все они вылиты в мастерской Ильи Дроздихина в 2019 году.

В этой же мастерской был вылит колокол, установленный на колокольне храма Гроба Господня в Иерусалиме12.

Сейчас наша звонница молчит, ждёт своего звонаря. Очень надеемся, что кто-нибудь научится этому искусству и будет благовестить нам о начале службы и других важных моментах церковной жизни.

Мы продолжаем поиск информации о нашем храме, его прихожанах, строителях и благоукрасителях. Просим всех, кто может и хочет помочь в деле создания музея, обращаться к Людмиле Гончаровой goncharova.ludmila@list.ru

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Белокаменную церковь, о которой идёт речь, начали строить в XVII веке, в ХХ веке она была разрушена. Изображение этой прекрасной церкви можно увидеть на фотовыставке в храме Святителя Николая в Новой слободе (Долгоруковская ул., д.25, 2-й этаж) и в альбоме Найдёнова Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом. М., 1883
  2. Тон – высота звука.

Основной тон – сильнейший тон созвучия; наименьшая частота в частотном спектре звука. Остальные частоты называются обертонами.

Обертон – призвук, высота которого выше основного тона (определения взяты из Википедии)

  1. Михайлова Т.И. (составитель). История русских изобретений. Колокола http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=146079
  2. Трубчатые колокола https://www.vsl.co.at/en/Tubular_bells/Brief_Description
  3. Колокола оркестровые https://eomi.ru/percussion/tubular-bells/
  4. Старая звонница храма Вознесения Господня в крымском посёлке Кореиз
  5. Екатерина Сардакова. Кислородные баллоны на звоннице церкви в Мысках заменили колоколами https://www.kem.kp.ru/online/news/887593/
  6. В звуковом спектре колокола присутствуют как слышимые человеческим ухом звуки, так и неслышимые инфра- и ультразвуки. По ссылке можно посмотреть видео «А как выглядит звук или звуковые волны в разных частотах?» https://www.youtube.com/watch?v=It5c7zHSDFg&t=129s&ab_channel=%D0%A2%D0%9E%D0%9F%D0%A2%D0%9E%D0%9F (с 25-й секунды)
  7. Гусева А. Н. Звуковой феномен колокола https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(90)/guseva_12_90_77_83.pdf
  8. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. – с. 133-149
  9. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. В этой книге на странице 6 указано отчество – «Николаев сын», но в других источниках и в клейме написано отчество «Михайлов сын»
  10. Мастерская Ильи Дроздихина http://drozdihin.ru/

Для более глубокого изучения информации о церковных колоколах предлагаем воспользоваться библиотекой Московского колокольного центра http://bilo.ru/library/library/ и сайтом Общества церковных звонарей http://www.zvon.ru/zvon7.view1.html

 

Изображения взяты из следующих источников Интернета:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *