• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 10)

Константин Михайлович Слизов, будучи самым искусным московским колокололитейщиком второй половины XVIII века, создал много звонов. В интернете есть сведения о более чем 30 колоколах, отлитых этим мастером, среди них и будничный колокол для нашей новослободской церкви. До нынешнего времени дошло только три колокола1.

Первый из сохранившихся колоколов был вылит в 1750 году для храма Воскресения Христова в Кадашах.

В 1920-х годах этот колокол был изъят из храма и передан Большому театру. За возвращение церковного колокола на предназначенное ему место уже много лет борется община храма2. Администрация Большого театра продолжает незаконно удерживать колокол и увидеть его не представляется возможным.

Второй колокол мастера Слизова сохранился в храме Троицы Живоначальной в Останкино и его звон по сей день радует прихожан.

Этот колокол 1755 года рождения может увидеть любой желающий (если, конечно, на Пасху в этом храме разрешают звонить).

На сайте музея усадьбы «Останкино» дано подробное описание надписей и изображений слизовского колокола. «По плечам колокола расположен орнамент из шестикрылых серафимов. На полях отлиты четыре медальона с изображением рельефных икон. Первый образ «Николы Можайского», держащего в своей левой руке град Можайск или храм, но он исполнен не в классической иконографии – без меча в правой руке. Второй образ уникален по своей иконографии, так как иллюстрирует строку акафиста Богородице «Рождество твое Богородице радость всей вселенной». В этой интерпретации родители Богородицы Иоаким и Анна изображены коленопреклоненными перед распустившимся цветком, в котором появляется образ Богородицы в языках пламени. В некоторых теологических текстах встречается сравнение Богородицы с купиной, символизируя её девство, как купина горела и не сгорала, так и Богородица после рождества осталась девой.

Третья композиция – это избранные святые предстоящие образу «Богоматерь Казанская». Над их головами выбиты надписи, которые указывают, что на дальнем плане в рост изображены царевич Дмитрий и митрополит Филипп. На переднем плане коленопреклоненный Александр Невский, Иоанн Богослов. Одежды персонажей без явной атрибутики: на Дмитрии должны быть царские, на Александре Невском – княжеские, но встречаются, очень редко, монашеские, так как перед смертью он принял схиму. На двух других фигурах накидки без атрибутов … Четвертый образ: Спас Вседержитель на престоле. На колоколе имеется надпись: «Лил сей колокол мастер Константин Михайлов сын Слизов»»3.

В сети выложены фотографии3,4 этого колокола, но они тёмные и не все изображения хорошо видны.

Третий колокол Константина Михайловича Слизова, доживший до наших дней, каждый час звонит на колокольне Успенского собора города Харькова5.

Колокол служит для часового боя, который осуществляется в автоматическом режиме ударом молота снаружи.

Большую работу по поиску сведений об этом колоколе провёл Сергей Иванович Сукач, сравнив судьбу колокола с историческим романом. Оказалось, что этот колокол мастер Слизов отлил не для Харьковского собора, а для Змиевского Николаевского мужского монастыря6.

Об истории колокола и самого монастыря Сергей Иванович повествует в статье «Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова Александровской колокольни Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове»7. Автор сравнивает два уцелевших слизовских колокола – харьковский и останкинский, ведь оба они были отлиты в 1755 году. В статье много интересных фотографий общего вида колоколов и их фрагментов, приводится расшифровка надписи на поверхности харьковского колокола и даются комментарии. Например, на снимке можно разглядеть изображение Святителя Николая.

Такое же изображение могло украшать и наш новослободский колокол.

В конце своей статьи Сергей Иванович Сукач пишет, что «сохранилось несколько колоколов мастера Слизова К.М. в Санкт-Петербурге, один из них находится в Смольном, несколько других (очевидно) – часовые»7. Из книг Оловянишникова Н.И. «История колоколов и колокололитейное искусство»8 и Михаила Пыляева «Исторические колокола»9 нам известно, что:

– два колокола были отлиты для Воскресенского Смольного собора (полиелейный и великопостный);

– один колокол (1762 года создания) находился в Казанском соборе, а до этого в церкви Рождества Богородицы.

В связи с этим просьба ко всем, кто может помочь – найти информацию о наличии/отсутствии колоколов Константина Михайловича Слизова в Санкт-Петербурге. Для этого можно обратиться непосредственно к духовенству этих храмов или звонарям. Если колокола действительно сохранились, то хорошо бы:

  1. Сфотографировать каждый колокол со всех сторон.
  2. Снять «круговое» видео, обойдя колокола по кругу.
  3. Записать на видео или сделать аудиозапись голосов этих колоколов. Если повезёт, то снять на видео перезвон.

В статье «Святыни Сретенского монастыря»10 Григорий Романов помимо Харькова и Санкт-Петербурга называет и другие города, в которые Константин Михайлович Слизов отливал колокола: Переславль-Залесский, Тула, Мещовск, Ярославль11. Быть может, кто-нибудь, будучи в этих местах, сможет обратиться к историкам, экскурсоводам, звонарям, другим специалистам с просьбой помочь в розыске колоколов мастера Слизова.

Есть ещё одно увлекательное дело – попробовать создать эскиз колокола, отлитого для нашего храма Святителя Николая в Новой слободе. Зная тексты надписей и изображения, которые были сделаны на других слизовских колоколах, можно спроектировать внешнюю поверхность и новослободского колокола. Для этой работы особенно це́нной будет информация о колоколах, сработанных в 1750 году, в т. ч. и об уцелевшем кадашевском колоколе.

Как правило, на каждом колоколе надписывали его вес, дату изготовления и фамилию мастера, а также указывалось для какого храма он был вылит. Могли приводить цитаты богослужебных текстов. Порой оставляли памятные надписи с указанием исторических сведений. Фиксировали имена царей и членов их семей, правящего архиерея, священников, при которых был вылит колокол. Иногда увековечивали имена вкладчиков. Допускались и поминальные надписи. Для большего благолепия выводили рельефные иконы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, образы святых, изображали Силы Небесные: серафимов и херувимов. Колокола украшали горизонтальными поясками и бороздками, растительными и геометрическими орнаментами…

Работы по поиску информации о колоколах, о нашем храме, его священниках и прихожанах очень много. Всех желающих участвовать в создании музея храма Святителя Николая в Новой слободе просим писать Людмиле Гончаровой goncharova.ludmila@list.ru и Наталии Королёвой nataly-koroleva@mail.ru

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Видеолекция Константина Мишуровского «Кадашевские колокола. Возвращение домой» https://www.youtube.com/watch?v=nD79-yHWodU&ab_channel=bellringervideo
  2. Кадашевские колокола https://www.kadashi.ru/istoriya/posle-1917-g/item/810-kadashevskie-kolokola.html
  3. Колокол церковный. 1755. Слизов К.М. https://ostankino.museum-online.moscow/entity/OBJECT/5981?index=9&paginator=entity-set&entityType=EXHIBITION&entityId=3732491&attribute=objects
  4. Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино и его колокольня. История, архитектура, аналоги http://www.zvon.ru/article5.view2.page17.part2.html
  5. Фильм о Харьковском Успенском Соборе https://www.youtube.com/watch?v=yrFiUEd6oEo&ab_channel=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2 (фильм начинается боем слизовского колокола)
  6. Змиевской Николаевский казацкий монастырь http://www.otkudarodom.ua/ru/zmievskoy-nikolaevskiy
  7. Сукач С. Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова Александровской колокольни Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове http://kolokol.at.ua/publ/istoricheskie_kolokola_i_zvony_ukrainy/bolshoj_kolokol_mastera_konstantina_mikhajlovicha_slizova/5-1-0-83
  8. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. – с. 126-127
  9. Михаил Пыляев. Исторические колокола. https://www.google.ru/books/edition/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB/U1NMDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB+%D0%A1%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2&pg=PR14&printsec=frontcover
  10. Романов Григорий. Святыни Сретенского монастыря. Статья 3. Колокола Сретенской обители. Часть 2 https://pravoslavie.ru/33423.html
  11. В октябре 2021 года звонарь Спасо-Преображенского монастыря (сейчас это – музей-заповедник) Андрей Федорычев сказал, что на территории монастыря нет колокола Константина Михайловича Слизова.

 

Изображения взяты из следующих источников:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *