• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 11)

О жизни прихода новослободской церкви XVII-XVIII веков известно крайне мало. Мы ничего не знаем о людях, строивших деревянный, а затем белокаменный храм и молившихся в нём. Из тех времён до нас дошёл только список тех, кто от общины «Церкви Великого Чудотворца Николы, в Новой слободе по Дмитровской дороге, в Новой Дмитровской слободе»1 вносил ежегодную плату в Патриарший Казенный приказ2.

Среди людей, передававших деньги в приказ, почти все – настоятели нашей церкви. В документах их звание обозначено как «поп». Звание «поп» было общепринятым и официальным вплоть до XIX века. Им обозначался мирской священник (в отличие от монашествующего). На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «πάππας» (паппас), что означает «папочка», «батюшка». Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер»3.

Читая имена священников, вы видите рядом числа. Это – год (года) внесения платы. До календарной реформы Петра I летоисчисление на Руси велось от Сотворения мира. При записи года указывали не все четыре, а только последние три цифры. Например, если рядом с именем Иоанн стоят числа 143-148, это обозначает 7143-7148 годы от Сотворения мира. Чтобы легче было восстановить хронологию служения священников в нашем храме, даты с византийского летоисчисления от Сотворения мира переведены на годы, считаемые от Рождества Христова4.

Список священников,

служивших в «Церкви Великого Чудотворца Николы, в Новой слободе по Дмитровской дороге, в Новой Дмитровской слободе»

с 1625 по 1746 годы

 

Имена (фамилии) священников Годы

от Рождества Христова

Годы от Сотворения мира
Поп Иван 1625-1626 (2 года) 133-136
Поп Иоанн 1635-1640 (6 лет) 143-148
Поп Потап 1642-1650 (9 лет) 150-158
Поп Василий 1651-1655 (4 года) 159-163
Поп Федор 1656 164
Поп Иван 1657 165
Федор Исаев – наборщик книг печатного двора 1658-1660 (2 года) 166-168
Поп Иван Филипов5 1661-1672 (12 лет) 169-180
Поп Кирилл Федотов

Дьякон Никифор Иванов

Поп Кирилл

1673-1694

1695-1699

1700-1712 (всего 40 лет)

181-202

203-207

208-1712

Поп Тимофей Иванов 1713-1728 (16 лет)
Дьякон, затем поп Федор Тимофеев 1729-1732 (3 года)
Дьякон Иван Алексеев
Дьякон Иван Тимофеев
Священник Герасим Игнатьев 1732-1738 (7 лет)
Дьячек5, затем иерей Алексей Федотов 1745-1746 (2 года)

 

Имена священников, служивших в нашей никольской церкви, вписаны в синодик, покоящийся на жертвеннике в алтаре храма. Эти имена поминаются на каждой Литургии.

В таблице жирным шрифтом выделены имя и фамилия Кирилла Федотова. Трудами этого священника и «христолюбивыми человеками» на месте обветшавшей деревянной церкви к 1712 году был выстроен каменный храм. Об этом в своей книге6 сообщает дьякон Дмитрий Алексеевич Никонов.

Во время перестройки храма в 1904-1905 годах на западной стене трапезной была найдена эпитафия с данным текстом.

Век спустя летом 2021 года мы решили отыскать надгробие Кирилла Федотова, полагаясь на сообщения наших алтарников, спускавшихся в подвал храма и видевших плиту, вмурованную в кирпичную кладку.

В ходе внимательного осмотра стен подвала, было найдено две плиты.

Сопоставляя слова, выбитые на этих плитах с текстом из книги Д.А. Никонова, мы пришли к выводу, что это – надгробия других людей. Однако, прочитать текст мы не смогли.

Просим всех, кто знает церковно-славянский язык, помочь в расшифровке эпитафий! У нас есть дополнительные снимки этих надписей, сделанные под другими углами освящения. При необходимости мы их вам вышлем. Будем благодарны любой помощи.

Всех желающих участвовать в создании музея храма Святителя Николая в Новой слободе просим писать Людмиле Гончаровой goncharova.ludmila@list.ru или Наталии Королёвой nataly-koroleva@mail.ru

 

Исторические материалы из книг патриарших приказов для нас очень ценны, потому что дают нам основание утверждать, что наша деревянная новослободская церковь была построена до 1625 года. В том году в ходе «переписи» для сбора дани в патриарший приказ фиксировались действующие московские приходы7. Кстати, если посмотреть на первые упоминания некоторых московских церквей8, то можно увидеть указания на тот же 1625 год. Это говорит о том, что сами церкви уже стояли, но их системный учёт начался со времени их регистрации в приказных книгах.

Точную дату постройки нашей никольской церкви можно будет определить, если мы сможем найти дату освящения этого храма.

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Такое подробное указание на местоположение церкви связано, возможно, с тем, что неподалёку в Сущёвской слободе тоже находилась «церковь Великого Чудотворца Николы» (Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми, при руководстве И.Е. Забелина. М., 1884. с. 717)
  2. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми, при руководстве И.Е. Забелина. М., 1884. с. 715-717
  3. Священнические звания белого и черного духовенства https://foma.ru/ierarxiya-duxovenstva.html
  4. При переводе дат с византийского летоисчисления на петровское была использована разница в 5508 лет без учёта поправки между январским, сентябрьским и мартовским началом года.
  5. Написание фамилии «Филипов» и слова «дьячек» передано в орфографии исходного документа.
  6. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904.
  7. Устинова И. А. Книги Патриарших приказов 1625–1649 гг.: Палеографическое описание https://www.sedmitza.ru/data/536/996/1234/5_64.pdf
  8. Среди церквей, впервые первое упоминание о которых приходится на 1625 год: церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках, церковь Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, церковь Флора и Лавра на Зацепе, церковь Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, церковь Святителя Николая в Толмачах, церковь Власия в Старой Конюшенной слободе, церковь Симеона Столпника на Поварской и др.

 

Портрет неизвестного священника взят на сайте «История России в фотографиях» https://russiainphoto.ru/search/photo/?page=1&index=3&tag_tree_ids=20438&paginate_page=1&page_size=10 В XVII-XVIII веках ещё не было фотографий и не сохранилось портретов священников нашей никольской церкви. Мы поместили снимок этого неизвестного иерея, как одного из пастырей, заботившегося о Церкви Божией.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *