• «Уважаемые братья и сестры! Если у вас есть потребность пообщаться с батюшкой, обсудить ваши непростые жизненные обстоятельства, попросить его молитв, совета, духовной поддержки или у вас есть потребность в церковных требах (крещение, венчание, отпевание, освящение жилищ, места работы, транспортного средства), вы можете позвонить по телефону +7 (967) 282 85 06...

    previous arrow
    next arrow
    Shadow
    Slider

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 12)

В январе празднуются Соборы двум небесным покровителям нашего новослободского храма – Пресвятой Богородице и Иоанну Предтечи.

«Собор» или «соборный праздник» – день, когда христиане собираются в храмы, чтобы прославить тех, в ком чистота и святость проявились во всей силе1. Только два человека – Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча удостоились такой великой памяти. Остальные соборные праздники прославляют сонмы святых (например, собор 12 апостолов, собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и др.)

8 января на следующий день после праздника Рождества Христова верующие торжественно отмечают Собор Пресвятой Богородицы.

В центре иконы «Собор Пресвятой Богородицы» изображена Пресвятая Дева с Младенцем Христом, восседающая на троне в окружении ангелов, волхвов и пастухов2. Ниже показано торжественное рождественское богослужение: хор певцов, священников и монахов, а по краям хора стоят гимно́графы3 Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский. Эта группа олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву.

Прихожане нашего новослободского храма, как и все христиане, высоко чтили и чтут Богородицу. Достаточно вспомнить, что наш белокаменный храм, построенный на рубеже XVII-XVIII веков при настоятеле Кирилле Федотове, был освящён в честь иконы Смоленской Божией Матери.

О самой иконе и наименовании в её честь нашего храма подробнее было написано в очерке 3.

Изображение Смоленской Божией Матери видно на фотографии 30-х годов. Над алтарём храма в центральном кокошнике изображена Пресвятая Дева с Богомладенцем на левой руке. Угадывается и её правая рука, протянутая к Спасителю.

Слева от Богородицы запечатлён Иоанн Креститель – святой, ставший самым почитаемым после Девы Марии. Иоанн также является небесным покровителем нашего храма, потому что в его честь был освящён южный придел, пристроенный к церкви в 1809 году усердием девицы из дворян Наталии Владимировны Шереметовой4. Этот придел хорошо виден на фотографии 1882 года.

Есть ещё один снимок (1920 г.), на котором явно читается изображение пророка. Его десница поднята кверху, а левая рука держит развёрнутый свиток. Этот свиток символизирует выход Иоанна Предтечи на проповедь с призывом к покаянию.

Приготовляя людей к приходу Христа, пророк требовал от них нравственного очищения. Тех, кто сокрушался о своих грехах, Иоанн погружал в воды реки Иордан, уподобляя телесное омовение душевному очищению.

На иконе «Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» показан один из моментов иоаннова крещения. Внешне оно представляло собой обрядовое омовение, между тем смысл его состоял в духовном приготовлении к будущему крещению людей Святым Духом.

Многие из вас, глядя на эту икону, наверное, вспомнили праздник Крещения Господня, который мы отмечали несколько дней назад.

Обе иконы по сюжету схожи5,6,7. Главное их различие состоит в том, что в центральной части «Крещения Господня» иконописцы пытаются изобразить момент Богоявления, когда на Иисуса Христа нисходит Святой Дух и слышится голос Бога Отца.

Именно явление Святой Троицы – главное событие Крещения Иисуса. Поэтому и праздник часто называют Богоявлением.

На следующей иконе голубым цветом, олицетворяющим Царство Небесное, показана и небесная сфера, и луч, падающий на Христа, и освящённые воды Иордана. Световой поток вначале един и символизирует единство Бога, затем он разделяется на три части, олицетворяя троичность Бога.

До прихода Иисуса к берегам Иордана иоанново крещение было лишь прообразом будущего благодатного христианского Таинства. Основная миссия пророка состояла в проповеди пришествия Спасителя и свидетельстве явления Пресвятой Троицы в день Крещения Иисуса Христа.

Если бы в нашем храме был многоярусный иконостас, то над Царскими вратами мы бы увидели изображение Спасителя, а по обеим сторонам от него – Пресвятую Богородицу и Иоанна Крестителя, молящихся за весь мир (так как это показано, например, в Благовещенской церкви Кремля).

Иконы небесных покровителей нашего храма покоятся на аналоях перед алтарём.

Образ Смоленской Божией Матери расположен в иконостасе, а при открытых Царских вратах мы можем видеть изображения святых в алтаре храма.

Небесным покровителем нашего прихода также является любимый христианами Святитель Николай Мирликийский. В его честь была освящена самая первая деревянная церковь в Новой Дмитровской слободе. В книге патриарших приказов она записана как «церковь Великого Чудотворца Николы»8. После воздвижения на месте деревянной никольской церкви каменного храма его главный алтарь освятили в честь иконы Смоленской Божией Матери, а северный придел – в честь Святителя Николая. В этом приделе находилась икона, пожалованная царём Алексеем Михайловичем прихожанам новослободской церкви. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии, на которой бы был виден северный придел белокаменной церкви.

Над алтарём главного храма справа от Богородицы изображён Святитель Николай.

Святой угодник Божий узнаётся по находящимся справа и слева от него фигурам Христа и Богоматери, которые расположены в облачных небесных сферах9.

Это изображение напоминает о чуде на Никейском Соборе 325 г., когда разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им. Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и постановили лишить святительского сана Николая и заключить его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря.

О житии Святителя Николая, иконах с его образом можно подробнее прочитать в интернете10. Мы чествуем этого святого на каждой литургии – поём тропарь и кондак после принесения Евангелия на малом входе11,12. Очень надеемся на помощь Святителя Николая, учителя веры, кротости и воздержания, великого служителя Таинств Божией благодати.

Каждый день литургической недели христиане посвящают либо какому-то важному событию земной жизни Христа, либо наиболее чтимым святым13. В субботу мы чествуем Богородицу как первую среди святых. Во вторник вспоминаем Иоанна Предтечу. В четверг – Святителя Николая и святых апостолов. Именно поэтому акафист Святителю Николаю читается в четверг. Приглашаем всех на эту службу, которая начинается в 12 часов дня.

Помимо трёх святых, в чью честь были освящены алтари новослободского храма, нашими небесными покровителями являются:

священномученик Николай Беневоленский, до 1917 года служивший в нашем храме14;

святые Александр Невский, Серафим Саровский, Иоасаф Белгородский, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, чьи мощи пребывали в нашем храме, когда здесь был организован антирелигиозный музей;

священномученики белгородские Никодим (Кононов) и Онуфрий (Гагалюк), частицы мощей которых находятся в нашем храме в настоящее время.

Мы продолжим рассказ о святых покровителях новослободского храма, когда перейдём к послереволюционным временам.

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Дмитрий Львович Покровский. Краткий словарь православных терминов. Собор https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/kratkij-slovar-pravoslavnyh-terminov-pokrovskij/297
  2. Надежда Нефёдова. Икона «Собор Богоматери» и её загадки https://www.pravmir.ru/ikona-sobor-bogomateri-i-ee-zagadki/
  3. Гимнография https://azbyka.ru/gimnografiya

О Косьме Маюмском подробнее можно прочитать в статье Православной энциклопедии https://www.pravenc.ru/text/2458835.html

  1. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904
  2. Собор Иоанна Предтечи https://ruvera.ru/sobor_ioanna_predtechi
  3. Светлана Липатова. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве https://pravoslavie.ru/415.html
  4. Александр Иванов, Жанна Белик. Крещение Господне: иконы праздника https://www.miloserdie.ru/article/kreshhenie-gospodne-ikony-prazdnika/
  5. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми, при руководстве И.Е. Забелина. М., 1884. с. 717
  6. Об иконе Святителя Николая http://nikolaos.pravorg.ru/opisanie-tipov-ikon-svyat-nikolaya/o04-svyatitel-nikolaj/#main
  7. Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mirlikijskij
  8. Православная энциклопедия. Вход https://www.pravenc.ru/text/161039.html
  9. Константин Пархоменко. Фоторассказы о литургии. Малый вход https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-oglashennyih/1/image/fotor6492/
  10. Архимандрит Назарий (Омельченко). Об особых посвящениях семи дней недели https://pravoslavie.ru/97284.html
  11. О священномученике Николае Беневоленском рассказывается на сайте нашего храма https://hramsloboda.ru/%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%ba-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b9/

 

Изображения взяты из следующих источников:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *